Навыки IT-специалистов делятся на hard (жёсткие) и soft (гибкие). Hard skills – это профессиональные умения. Soft skills – навыки, позволяющие правильно применять hard skills. Почему же гибкие навыки так важны для DevOps-специалистов и как их развивать? Рассказывает системный инженер EPAM Вячеслав Кириченко.
Зачем обладать неизмеримыми soft skills, если я могу всё настроить или автоматизировать и без них? Предположу, что гибкие навыки для DevOps-специалиста такой же важный инструмент, как умение развернуть инфраструктур у или написать код. Soft skills позволяют в минимум времени принести максимум пользы, экономя силы и нервы. В этой статье я рассмотрю навыки коммуникации, умение планировать и знание английского языка. Разберём по порядку.
Умение корректно доносить мысль
Важно помнить о том, как вы подаёте информацию. Ваши слова могут изменить мнение клиента о вашем коллеге, вас и, как следствие, о компании в целом. Например, вы неосторожно заметите, что ваш коллега оставил уязвимость, которую вы устранили. В этом случае вас, несомненно, посчитают хорошим специалистом. Но этим высказыванием вы перечеркнули работу вашего предшественника. Вполне вероятно, что у него были веские причины не закрыть эту уязвимость.
Нужно помнить о том, как вы преподносите информацию – об одном и том же можно сказать по-разному, и эффект от сказанного будет соответствующим:
Я нашёл очередную уязвимость в безопасности и потратил уйму времени, чтобы её закрыть. Хорошо, что я это сделал, а то тут всё явно висело на волоске
С помощью моих коллег удалось найти ранее не обнаруженную уязвимость, которую мы быстро сумели закрыть. Теперь наш проект стал ещё безопаснее
Умение задавать вопросы и отвечать на них
Мне нравится один хороший диалог как пример неправильной коммуникации. Когда отвечающий додумывает и отвечает не на тот вопрос, который ему задали:
Ночь, тёмная улица. К прохожему подходит человек и спрашивает:
— Извините, вы не подскажите, как пройти в библиотеку?
— Библиотека ночью не работает.
Отвечая собеседнику, спросите себя, отвечаете ли вы именно на тот вопрос, который вам задают.
Умение задавать правильные вопросы – это искусство, которому можно учиться всю жизнь. Задав правильный вопрос, можно не только получить ответ, но и побудить к действию или вызвать нужную эмоцию. Правильно сформулированный вопрос не даст собеседнику додумать или исказить его.
Прежде чем задать вопрос, проговорите его про себя. Не возникает ли у вас дискомфорта от собственного вопроса?
Если вы не уверены, что от вас хотят, спросите: «Что вы хотите, чтобы я сделал?» Если вы не можете найти ответ, что делать дальше или как лучше поступить, спросите. Если вы не уверены, что вас поняли правильно... вы знаете, что нужно делать.
Умение дискутировать и аргументировать
В споре (дискуссии) рождается истина
Иногда эту фразу понимают неправильно, ассоциируя её со словом «спорить». А «спорить» значит «возражать», «бороться», «не уступать», «настаивать». Этот путь, очевидно, ведёт к конфликтам.
Дискуссия же – это обсуждение, рассмотрение, исследование с целью выявления истины. Начинайте любую дискуссию с мысли: «Я допускаю, что могу быть неправ, но у меня есть мнение (идея, предположение)». Будьте внимательны к другим аргументам, мнениям и умейте выделить главное.
Умение анализировать факты
Всегда есть вероятность, что вы не знаете или не видите всей картинки в целом. Человеческий мозг принимает решения на основе имеющихся у него фактов и домыслов. Вполне вероятно, ваше решение отличается именно потому, что у вас разное качество и количество фактов. Если есть возможность и необходимость – начните с проверки и пополнения фактов, а затем уже обсуждайте возможное решение.
Часто ли у вас бывает такая ситуация: вы не понимаете чьё-то решение и злитесь? Перед тем как осуждать решение, подумайте о том, что, возможно, вы чего-то не знаете. И если бы знали, приняли бы такое же решение.
Навык планирования
Человеческий мозг с трудом удерживает в голове даже две задачи, затрачивая огромное количество энергии на переключение между ними. Бывает ли у вас, что целый день что-то делали, но в результате не сделали ничего? Возможно, вы целый день переключались между задачами, устали и при этом поработали всего ничего. Всё зависит от объёма, сложности и того, насколько задача вам знакома. А ещё есть множество внешних отвлекающих факторов.
Как этого избежать? Есть множество способов, остановлюсь на двух.
Календарь
Например, календарь в MS Outlook или Teams – ваш друг и спаситель. Распределяйте заранее (на ближайшие 2–3 дня) время на конкретные задачи. И не «Начну, а там разберусь», а «Я работаю над этой задачей ровно час с 12 до 13, не отвлекаясь ни на какие другие». Если вы чувствуете, что вынуждены переключиться на другую задачу, едва начав текущую, не считайте её «частично выполненной». Смело переносите выделенное для задачи время на другое. И обязательно закладывайте время на короткие перерывы.
Pomodoro
Известный помощник в управлении собственным временем. Если вы не знаете о технике, попробуйте её здесь. Смысл в установке цикличных таймеров:
- 25 минут работаем, не прерываясь ни на что.
- 5 минут отдыхаем.
- Затем снова работаем 25 минут.
- Повторяем несколько циклов.
- Делаем 20-минутный перерыв.
- Снова работаем 25 минут, не прерываясь ни на что.
Кстати, если во время выполнения одной задачи у вас появилась идея, связанная с другой задачей, запишите её в блокнот, файл или комментарий. Так вы оставите «подсказку» для мозга. Он обязательно зацепится и вернётся к этой идее, когда вы будете заниматься задачей в отведённое для неё время.
Порядок в управлении временем – отличная возможность сохранить нервы, повысить производительность и получать удовольствие от работы.
Умение вовремя остановиться
Так же, как бывает тяжело начать что-то делать, бывает тяжело остановиться. Либо увлекаешься, либо непонятно, где задача заканчивается.
Во-первых, если нет чёткого понимания, что от вас требуется – спросите. Не понимаете, зачем вас просят что-то сделать – спросите. Думаете, что лучше задачу выполнить иначе – спросите или предложите. Лучше 5 минут поговорить, чем несколько дней делать не то что нужно.
Закон Парето
Во-вторых, вспомните закон Парето: 20% ваших усилий дают 80% результата, оставшиеся 20% результата могут быть достигнуты лишь с помощью оставшихся 80% усилий. Возможно, вы вышли за порог в 20%, если вы:
- понимаете, что тратите на задачу больше времени, чем рассчитывали;
- видите, что те, для кого вы выполняете задачу, не дают обратной связи на результат;
- ощущаете, что достигаемые в рамках одной задачи результаты не удовлетворяют вас.
Постарайтесь вовремя остановиться и спросите себя: «Приносит ли моя работа такой же результат сейчас, как и прежде?» Если нет, остановитесь и спросите. Когда вы переступаете порог в 20% усилий, необходимо подумать и обсудить следующие шаги в рамках текущей задачи.
Definition of Done
В-третьих, воспользуйтесь Definition of Done (DoD). Полезно даже для маленькой задачи прописывать или проговаривать условия, при которых она будет считаться решённой. Когда есть DoD, вы всегда знаете, где задача заканчивается, а значит, можете точнее рассчитать своё время.
Практика английского языка
Зачем развивать английский, если я понимаю, что мне говорят, и могу донести мысль до собеседника? Знание языка – это не только про возможность передать мысль, но ещё и про умение понять настроение, эмоции, услышать подтекст, почувствовать общий настрой. В случае с разговорным навыком вы сможете не просто сказать, что думаете, но и успокоить или порадовать. Кроме того, постоянная практика и улучшение понимания тонкостей языка поможет более точно формулировать мысли, а значит, приведёт к экономии времени, вашего и собеседника. С английским рекомендация одна – практика в любом виде.
Soft skills –такие же инструменты работы DevOps-специалиста, как и программы. Гибкие навыки позволяют чётко понять, что именно, как и когда нужно сделать, а также помогают сэкономить самый ценный ресурс – время.